Искусство Казанского ханства

Казанское ханство, особенно его столица Казань, кроме ювелирного искусства, славилось еще и своей архитектурой и монументальными творениями. Этот факт подтверждается сохранившимися до наших времен фундаментами бывших строений и памятниками архитектуры. Среди них – ханский дворец. Описание его можно найти в исследованиях татарского историка архитектуры Ф. X. Валеева. По его словам ханский дворец являл собою здание с двумя этажами и аркадой-галереей – длинным балконом, опиравшемся на колонны. Подобные сооружения можно было созерцать на территории тогдашнего Крыма и Турции.
Также при раскопках были обнаружены останки каменных мечетей с высокими минаретами. Там, по словам исследователя А. Курбского, хоронили ханов.
Одним из самых выдающихся построек того времени была башня Сююмбике. Происхождение этой башни до сих пор остается загадкой и является причиной острых споров в кругах исторических исследователей, так как источники умалчивают о постройке этого памятника архитектуры. Известно лишь то, что эта башня была названа в честь  царицы-мусульманки – героини татарского народа, которая боролась за независимость и свободу. Также исследователями отмечено, что башне Сююмбике придавалось особое священное значение. И это значение она имела сугубо для татарского народа и никакого другого больше.
Башня является самым крупным и самым высоким сооружением на территории Казанского ханства. Это ярко выраженный пример памятника татарского зодчества.
В.В. Егерев отмечает контрастную ярусность и резкую ступенчатость постройки, что резко выделяет этот памятник архитектуры на фоне других построек.
Мечеть Нурали – еще один памятник, расположившийся на территории Казанского кремля. Эта старая мечеть имеет необычную историю. Она служила и складом для артиллерии, и церковью Введения, и, наконец в 1854 году, была отреставрирована, как Дворцовая церковь. В настоящее время постройка используется в качестве столовой.
Архитектура зданий богато украшалась резной орнаментацией и пышными деталями. Археологические исследования доказывают, что в средневековой Казани существовала целая школа мастеров по изготовлению узорных кирпичей, мозаичных, майоликовых, а также облицовочных плит с изящным орнаментом.
Настоящим искусством в то время была резьба по камню, которая применялась не только в постройках сооружений, но и в оформлении надмогильных камней.
Наивысшего уровня в своем развитии достигло ювелирное искусство. Украшения из благородных металлов и драгоценных камней (самоцветов) поражало своей многогранностью и пышностью.
 В ханской казне хранились ценнейшие изделия ювелиров. Это можно определить из описи князя Василия Серебряного в 1551, когда совершался арест царицы Сююмбике. Он пишет, что одеждой с драгоценными камнями, оружием и всякой  золотой и серебряной утварью, были наполнены двенадцать больших речных судов.
На данный момент местонахождение большинства из этих Казанских драгоценностей, к сожалению, неизвестно. Часть из них находится в Московском и Санкт-Петербургском музее. Одним из произведений искусства, хранящаяся в Музее российской этнографии есть «Казанская шапка» – корона казанских ханов, элементы которой выполнены в технике скани.
 Казанское ювелирное искусство в последующем получило мировую известность. Неповторимыми и самобытными являются золотые и серебряные коранницы и амулетницы, накосницы и ожерелья, знаменитые застежки для воротника, хаситэ, всякого рода броши, серьги и браслеты.  При изготовлении драгоценных камней татарскими ювелирами использовалась такие техники, как чернение по серебру, бугорчатая скань, инкрустация, зернь. Благодаря этому ювелирные изделия до сих пор являются шедеврами народного искусства татарского народа.