Татары »
Личность Шихабетдина Марджани
Татарского ученого Ш. Марджани часто сравнивают с такими такими выдающимися просветителями XVIII века, как Дидро или Руссо. Шихабетдин Марджани – это и философ, и этнограф, и историк, и просветитель, и археограф, и религиозный деятель в одном лице.
В семнадцать лет он уже преподавал в медресе и составил свой учебник морфологии персидского языка. Знания, получаемые им в медресе, не удовлетворяли его, потому он отправляется в Бухару, где учится практически самостоятельно, часами просиживая в библиотеках. Обучение в Бухаре было схоластическим и не соответствовало параметрам современности. Здесь Марджани впервые приходит идея изменить устарелую систему образования.
В 1843 году тяга к познанию приводит его в Самарканд, где он заинтересовывается исторической наукой и самостоятельно исследует исторические книги. Так он знакомится со взглядами своего соотечественника и предшественника А. Курсави, в частности, с его знаменитой концепцией «открытия дверей иджтихада».
По возвращению в бухарское медресе, Марджани с головой уходит в изучение культуры и истории Востока.
В 1845 году он прибывает на родину и вскоре получает должность ахунда и мухтасиба. Благодаря этому он начинает принимать активное участие в общественных событиях, появляется возможность издавать свои научные труды.
Первая его книга, называвшаяся «Назратуль-хакк», увидела свет в 1870 году. В нее вошли новые на то время религиозно-реформаторские идеи. Имя Марджани в этот период становится широко известным.
Как ученый и философ Марджани продолжил традиции А. Утыз-Имяни и А. Курсави включая в свою религиозную реформу концепцию «открытия дверей иджтихада». Также он обращается ко времени Пророка Мухаммада, дабы «очистить» Ислам от устарелых наслоений и «обновить веру». Его идеи, как зачастую и случается с великими мыслителями, не были восприняты консервативным обществом.
Однако для ученого это не стало помехой и уже в 80-х годах XIX ст. он начинает углубленно изучать философские и исторические дисциплины. Параллельно создает рукопись биографического словаря «Подробное о предшественниках и их приветствиях потомкам». В введение он исследует историю появления наук на Востоке, классифицирует их, а также рассматривает основные направления в Исламе. Этот труд стал одним из самых ценных работ Марджани, так как в нем раскрываются различные аспекты и проблемы духовной культуры Востока.
Среди других произведений наиболее популярными стали «Истина познания и красота постижения» – о мусульманском праве, «Кладезь сведений о делах Казани и Булгара» – история Казанского ханства и Волжской Булгарии и«Книга о зрелой философии, помогающей объяснить учения ханафитов», излагаются взгляды на религию автора. Кругозор Марджани расширялся благодаря активным путешествиям в Россию и странам ближнего Востока.
В период 70-80-х. годов XIX века Марджани интересует абсолютно все, что касается обновления татарской общественной жизни. Он проникается вопросом национального самосознания татар, его заботит социально-экономическая и политическая ситуация, а также он отстаивает необходимость изучения наследия прошлых веков (античность) и углубление в настоящее (западноевропейская и русская культура). С помощью идей просвещения ученый пытался пробудить свой народ.
Помимо этого Шихабетдина Марджани считают основоположником джадидского движения, так как именно ему принадлежит идея реформаторства преподавания в медресе, и именно благодаря ему татарский народ смог познать передовые достижения мировой науки и культуры.