Развитие письменности татарского народа

Как известно, в X веке Волжская Булгария принимает религию ислама. Вместе с этим событием происходит еще одно не менее значимое для развития культуры татарского народа – проникновение арабской письменности. Это способствовало установлению связей с Востоком, а также развитию литературы и просвещения. В этот период начинает процветать поэзия. Но большинство стихов писалось на религиозную тематику.
Что касается системы обучения, то школы в основном были прикреплены к мечетям. После попадания Казанского ханства под влияние Русского государства количество мечетей резко сократилось и, как следствие, уровень грамотности населения резко снизился. Такая ситуация продолжалась до выхода указа Екатерины II о терпимости всех вероисповеданий,
после чего в Казани стали открываться начальные школы – мектебы, и средние школы – медресе. Интересно, что в больших казанских деревнях имелись и, так называемые, «девичьи школы».
Для мектебов был отведен отдельный дом, а медресе чаще всего располагались в нескольких домах. Обучение в этих школах вел мулла. За четыре года учебы в мектебе ученики овладевали основами арабского языка и религии, а также учились мастерству переписывания книг и умением красиво писать.
В программу обучения медресе входили каллиграфия, основы исламской философии, персидский и арабский языки и толкование Корана.
 Со временем медресе появляются в самых отдаленных уголках Казанского ханства.
Мектебы и медресе имели огромное влияние на развитие татарской национальной культуры и распространение грамотности среди татар. Профессор Казанского университета Карл Фукс в своих исследованиях о татарской нации писал, что татары – народ более образованный, чем даже некоторые европейские народы, и что неграмотный татарин отнюдь не пользуется уважением среди своих земляков.
Под конец XVI века было положено начало татарскому просветительству.  В этот период известными становятся имена А. Курсави и У. Имяни – личностей, в чьих трудах отобразились просветительские идеи того времени. Событием стало создание славяно-латинской школы, где обучались дети русского духовенства, крещеных татар и чувашей.
Спустя десятилетие на основе этой школы была организована Казанская духовная семинария. 
Не менее важным событием был ознаменован 1759 год. Именно в этом году была создана Казанская гимназия – первая провинциальная гимназия в России. Также это учебное заведение стало первым, где обучали татарскому, турецкому, арабскому и другим восточным языкам. Казанская гимназия вскоре станет основой для Казанского университета.
 Следует упомянуть о том, что до1928 года  татары пользовались арабской графикой. В 1928 году ее заменила письменность на основе латыни. Ровно через десять лет в силу вступил русский язык. Но на данный момент снова стоит вопрос о возвращении латинской графики. Русский язык, увы, не способен отобразить всей многогранности татарского языка.