Литература »
Татарская художественная литература в период XVIII-XIX ст
Рубеж XVIII-XIX столетия ознаменован важными переменами в культурной жизни татарского народа. Особенно это отразилось на развитии татарской художественной литературы. Одним из самых крупных представителей в литературной сфере был Утыз Имяни. Его наследие составляет около десятка поэм, в том числе «Важнейшие проблемы эпохи», «Подарок обездоленным и притчи о терпении», «Добрые наставления для очищения мыслей», «Дары эпохи». В его произведениях звучат новые мысли и светские идеи. У. Имяни превозносил моральные ценности человечества и осуждал пороки. Важным является тот факт, что поэт отодвигает на задний план религиозно-дидиктические проблемы и переносит акцент на морально-этические, касающиеся социума. Не мене важного значения он придавал форме и стилю произведений, а также демократизации языка.
Наряду с Утызом Имяни известными становятся имена поэтов Гали Чокрыя и Акмулла, в стихотворениях которых прослеживаются попытки создать образ идеального в моральном отношении человека. Отличились в этот период и не менее известные творческие деятели А. Каргалый, Ш. Заки и Х. Салихов. Их особенностью было обращение к религиозно-суфийской литературе средневековья, где наибольшее внимание отводилось художественному отображению внутреннего мира человека.
Следует упомянуть и о творчестве Г. Кандалыя. Его поэмы, пропитаны духом романтизма и лирики, были очень близки народно-песенному ладу.
Безусловно, огромную ценность имели и произведения устного народного творчества. Именно в сказки, пословицы и исторические песни татарский народ вкладывал свои представления о лучших качествах человека и о справедливости в обществе.
В XVIII-XIX веках в татарской литературе возникает новый жанр под названием «сэяхатнамэ», что означает «записки путешественника». Появление этого жанра свидетельствовует о развитии и интересу к торговым связям татарского народа с другими государствами. Широко известны «записки» Исмагила Бекмухамедова, в которых рассказчик поведал о своих странствиях в Индии.
Наряду с саяхатнаме популярностью пользуются и такие жанры литературы, как повесть, дастан, мадхия, хикаят и другие.
Знаменательным есть тот факт, что во второй половине XIX века возникают драматические произведения. Авторами становятся Г. Ильяси, Ф. Халиди. Также появляются известные романы «Великие грехи» и «Тысячи, или Красавица Хадича» З. Бигиева. Позже Ф.Карими, З. Хади и Ш. Мухаммадов создадут первые реалистические повести и рассказы, где типы и характеры героев были взяты из современной татарской жизни.
Под конец XIX века развитие татарской литературы было тесно связано с литературной направленностью русского народа. Поэтому здесь необходимо упомянуть о русских деятелях, которые знакомили татарское общество с новинками литературы.
Таким был первый директор Казанской гимназии, позже академик Российской академии наук и художеств, Михаил Веревкин. Ему принадлежат пьесы «Так и должно быть», «Именинник», «Точь-в-точь». Он сочинил ряд стихотворений и сделал несколько переводов пьес французского драматурга Мольера.
Выходцем из татарского народа был казанский поэт Г. Каменев, прославившийся своей поэмой «Громовал».
Учеником Казанской гимназии был и «отец русских поэтов» Гавриил Державин.
Также в Казани было создано литературное общество, в состав которого входили литератор И. Второв, историк и писатель Н. Арцыбашев, вышеупомянутый Г. Каменев и другие.