Татарская литература

Татарская литература, созданная в начале XIX века представителями главенствующих сословий, продолжительное время пребывала под давлением религиозных идеологий, в частности суфистской, дервишской философии которые были широко распространены на Среднем Востоке. Отречение от земного благополучия и человеческих радостей, как явлений проходящих и тленных, противопоставление им вечности и красоты потустороннего мира. Сам же суфизм представлял собой  дервишский стиль жизни, идеализированное отшельничество, отсутствие материальных благ и отрицание земных интересов.  Устрашавший своей фатальностью и неизбежностью смерти, суфизм является пессимистичным и глубоко идеализированным мировоззрением.
Тем не менее, в письменной татарской литературе существуют и «земные» социальные настроения. Примером может служить такой поэт как Аблманих Абелфазович Каргалинский (1794 – 1867). Получил начальное образование в Каргале, продолжил обучение в Бухаре. В 1814 году устроился на службу к бухарскому эмиру, и был отправлен в Турцию в качестве секретаря и помощника посланника эмира. Пробыв немного в Стамбуле, Аблманих пускается в странствие по Аравии с целью посещения священных мусульманских мест. Как и большинство поэтов того времени, уехавших из страны, и начав испытывать ностальгию по родине, он  спустя пару лет решает вернутся назад в Каргалу, начинает преподавать в медресах Каргалы и занимается написанием стихов. Стихи вышли в сборнике «Творчество Аблманиха из Сеитовой слободы» уже после его смерти, в 1884 году.
Переломным же моментом для истории татарской литературы стало начало XX века. Как и для большинства стран, он стал периодом расцвета, формирования и возникновения новых направлений, художественных методов. Наступала новая веха в развитии технологий, увеличивались границы человеческого познания, а с ними границы воображения и искуства. Расширился круг тем, возникали новые и реформировались традиционные жанры. Важной частью культурного процесса стала литературная критика. Татарские писатели и поэты начали активно использовать опыт русской, восточной и западной литературы.
Первое десятилетие века было пиком творчества для уже сложившихся мастеров слова, а также появления на литературной арене свежих, молодых писателей. Некоторые из них за тем стали классиками татарской литературы.