Прародителем изобразительного искусства Татарстана можно смело считать декоративно-прикладное искусство, зародившееся еще со времен волжких булгар. В золотоордынский период татарский народ овладел искусством ювелирного мастерства, резьбы по дереву и камню, ткачестве, вышивке, каллиграфии. Расписанные ткани, вышитые геометрическим орнаментом скатерти и полотенца, обувь с цветной мозаикой славились далеко за пределами булгарской земли.
Профессиональное искусство на землях Татарстана возникло в начале XIX века. Казань, которая в этот период являлась культурным центром татарского народа, играла очень важную роль в жизни России. Потому этот город был запечатлен в работах не только татарских художников, но и русских творцов.
Такими были В. Турин, А. Ракович, Э.Турнелли. Они прославились своими графическими работами с изображением архитектурного облика Казани XIX века. Наиболее популярными стали их архитектурные пейзажи ォКазань от Услонаサ, ォВид на Федоровский монастырьサ и другие.
В Казани работал живописец Л. Крюков. Он написал ряд портретов представителей светского общества и интеллигенции того времени. Живописцы З. Иванов, Ф. Мелентьев, Л. Крюков также творили на землях Казани. И, наконец, с Казанью связано творчество таких известных русских художников, как И. Шишкин, А. Боголюбов, Л. Каменев, В. Худяков.
В 1895 году в Казани открывается художественная школа, которая в будущем станет основой для развития изобразительного искусства Татарстана. Школа славится именами таких самобытных художников, как Н. Фешин и П. Беньков. Их творчество послужило толчком для развития искусства Татарстана.
Развитие искусства Татарстана условно делится на два периода: досоветский и советский (конец XIX века — 90-тые г. XX в.) и постсоветский (90-ые г. XX в. – нач. XXI в.)
Особенностью первого периода является возникновение и развитие живописи, графики, скульптуры. Процветают такие жанры, как пейзаж, натюрморт, портрет, тематическая живопись. В советские годы укрепляется фундамент искусства Татарстана, появляются ведущие художники того времени. Среди них М. Усманов, Р. Нурмурхаметов, Х. Якупов, Л. Фаттахов и другие.
Основным стилем, благодаря которому искусство Татарстана стало заметным явлением не только на родине, но и в России, был реализм.
На рубеже 80-х-90-х годов работали и продолжают творить такие художники, как Р.Каримуллин, Г.Эйдинов, И.Зарипов, Р.Нигматуллина, В.Федоров, Р.Гусманов, Э.Бусова. Ими созданы ряд портретов, пейзажев, а также исторические и тематические полотна.
Среди молодых художников появляется стремление к авангардному жанру. Вот имена некоторых их них: Е.Голубцов, В.Нестеренко, В.Акимов, А.Дорофеев. Художник В. Акимов в славится своим стремлением к ирреальности и иносказанию, его наиболее известные картины посвящены древней Элладе. Работы Е. Голубцова отличаются обращением к традициям русской иконописи. Наиболее известными полотнами в этом жанре стали «Король, слушающий соловья» и «Остров Свияжск».
На данном этапе своего развития в искусство Татарстана внедрилось новое направление. Это искусство шамаилей – старинный жанр, в котором переплетены элементы графики, живописи, декоративного искусства. Главной отличительной чертой этого жанра есть присутствие арабской каллиграфии – текста Корана. Основная идея этого направления – связь человека с Богом, космосом, их единение, не только в религиозном плане, но и с философской точки зрения. Основоположником этого направления принято считать Баки Урманче, творчество которого существенно повлияло на художников последующих поколений. В данный период его путь в искусстве изобразительного искусства продолжают художники Ф.Гирфанов и Н.Наккаш.